9.09.2013: Польза клюквы при профилактике и лечении инфекций мочевыводящей системы

Изображение с сайта lori.ru

Есть много методов лечения болезней, вызванных инфицированием мочевыводящей системы. Но в настоящее используется такое количество антибиотиков, что патогенные бактерии приобретают все большую устойчивость к этим препаратам.

Поэтому канадские ученые предложили обратиться к известным еще с древних времен рецептам, предлагающим использовать для лечения обычную клюкву. Ягода обладает целебными свойствами, способными противостоять развитию всевозможных инфекций. Эти свойства целесообразно было бы использовать при операциях трансплантации, когда риск отторжения крайне высок.

А в 2009 году, помимо антибактериального эффекта, ученые Американского политехнического института в Ворчестере (штат Массачусетс) обнаружили в клюкве такое активное химическое вещество, как проантоцианидин. Оно значительно снижает подвижность бактерий, в результате чего они не могут передвигаться по уретре и прикрепляться к ее стенкам. Тем не менее даже это не объяснило, каким образом клюква и ее производные могут подавлять жизнеспособность множества микроорганизмов.

И только канадский профессор Натали Тюфенкджи и ее коллеги из монреальского университета McGill прояснили вопрос, проведя серию экспериментов, в которых использовали клюквенный порошок.

Ученые узнали, что вещество проантоцианидин воздействует непосредственно на экспрессию генов, отвечающих за активность органов движений бактерий, так называемых жгутиков. С помощью порошка клюквы исследователи воздействовали на один вид бактерии – Proteus mirabilis, которая вызывает серьезные осложнения инфекций почек и мочевыводящих путей. Ученые заметили, что повышение концентрации проантоцианидина снижает патогенность микроорганизма. Данные этого эксперимента опубликовал «Канадский журнал микробиологии».

Но профессор Тюфенкджи не остановилась на этом и продолжила изыскания. Она установила, что обогащенный клюквенным экстрактом силиконовый материал препятствует размножению таких двух патогенов, как Proteus mirabilis и Escherichia coli. Эта особенность будет полезна не только при производстве медицинских имплантатов (например, катетеров), но и в пищевой промышленности, чтобы предотвратить развитие бактериальных заражений на различных поверхностях.

Рецепты: