Нарушение речи у детей и взрослых. Виды нарушения устной речи: симптомы, причины, лечение
Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.
Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения – это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов. Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение; оттого так важно вовремя диагностировать патологии речи и начинать их лечение.
Чаще всего расстройства речи возникают в детском возрасте. В тяжелых случаях речевых нарушений, ребенок не только не может ясно и четко говорить сам – он плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас. Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у ребенка возникают серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, и, как следствие – развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала.
Нарушения речи у детей классифицируют в зависимости от того, может ли ребенок с нарушенной речевой деятельностью посещать обычную общеобразовательную школу, или ему требуется обучение в специализированном образовательном заведении (тяжелые речевые нарушения). К тяжелым формам патологий речевой организации относятся некоторые виды заикания, дизартрия, алалия и т.п.
Виды нарушения речи
1. Алалия. Состояние, при котором у ребенка отмечается нормальный слух, но полностью или в значительной мере отсутствует речь по причине недоразвитости либо патологии участков головного мозга, ответственных за речевую деятельность, – называется алалией.
Это тяжелое нарушение речи подразделяется на алалию сенсорную и моторную. При сенсорном типе заболевания ребенок не в состоянии понимать чужую речь: он слышит звуки, но не воспринимает их смысловую составляющую, подобно тому, как не владеющему иностранным языком человеку иноязычная речь кажется полной бессмыслицей. Дети с моторной алалией не в состоянии овладеть и пользоваться языком, им не дается усвоение звуков, слов, грамматических построений.
2. Дизартрия (одна из относительно легких форм анартрии – полной утраты речи) является результатом патологий нервной системы, а именно расстройств иннервации речевого аппарата. У детей с диагнозом дизартрия наблюдаются общие нарушения устной речи, для этого заболевания свойственно:
- очень нечеткое произношение звуков, общая «смазанность» речи;
- слишком тихий или неестественно резкий голос;
- нарушения ритма дыхания во время речи;
- замедление/ускорение темпа речи, отсутствие плавности.
Во многих случаях у ребенка с дизартрией отмечается физическая неловкость, нарушения мелкой моторики (движений кистей рук).
Стертые формы дизартрии – это виды нарушения речи, которые довольно сложно диагностировать: часто страдающий ей ребенок практически не отличается от своих ровесников, а тихий голос и медленную речь родители и педагоги воспринимают как проявление какого-либо качества характера – например, робости. Тем не менее, стертая дизартрия имеет характерные признаки, на которые опытный специалист сразу обратит внимание: например, такие дети не только неразборчиво говорят, «бубнят», но и плохо кушают. Поскольку при дизартрии затруднен процесс жевания, страдающим этим заболеванием детям не нравятся многие твердые разновидности традиционных «лакомств» (корочки от хлеба, цельная свежая морковь, твердые зеленые яблоки), они с неохотой едят мясо. Если взрослые все же принуждают ребенка есть твердую пищу, тот может сделать вид, что жует, а затем просто держать куски еды за щекой.
Пытаясь хоть чем-то накормить ребенка, родители уступают, как они думают, «капризам», и переводят малыша на мягкую пищу. В результате развитие артикуляционного аппарата у детей еще более замедляется.
3. Дислалия. Наиболее частое нарушение речи – это дислалия, проблемное звукопроизношение; в просторечье – косноязычие. В этом случае ребенок не может правильно воспроизвести тот или иной согласный звук – либо несколько, либо практически все. В современной медицине принято именовать разновидности дислалии по названиям, которые звуки носят на греческом языке:
- «р» по-гречески будет «ро», соответственно проблемы с произношение звука «р» определяются как ротацизм;
- ламбдаизмом называют искажения в произношении звука «л» («ламбда»);
- сигмаизм – это неверное воспроизведение шипящих/свистящих звуков («с» – «сигма»);
- тетизм («т» по-гречески «тета») – практически полностью непонятная речь с нарушенным произношением всех согласных и их сочетаний, исключая звук «т».
4. Заикание – древнейшее нарушение речи у детей и взрослых, характеризующееся сбоями темпа и ритма речи из-за судорог либо спазм, поражающих различные отделы речевого аппарата. Заикающийся ребенок с трудом произносит слова, вынужденно делает большие паузы в речи, повторяет один и тот же слог либо звук.
Наиболее часто возникновение заикания приходится на возрастной период 2-5 лет. В это время за детьми нужно особо внимательно следить; если нормально развивающийся ребенок вдруг перестает говорить и упорно молчит на протяжении нескольких дней – его необходимо показать врачу, так как такое состояние может быть первым симптомом заикания. Как причины этого нарушения устной речи, медики чаще всего отмечают «разовый» сильный испуг либо протяженное во времени травмирование психики ребенка.
Нарушения речи и школа
Если развившиеся в дошкольный период тяжелые нарушения речи своевременно не откорректировать, во время обучения в школе количество проблем резко возрастет. Так, при обучении ребенка письму и чтению на фоне нарушенной речевой деятельности может возникнуть «письменное косноязычие» – дисграфия, неспособность к письму
Причиной является тот факт, что дети с тяжелым нарушением речи часто имеют плохо развитый либо искаженный фонематический слух. Как один из способов профилактики графических ошибок при письме, и вообще средство для обучения ребенка осмысливать каждое свое действие, специалисты рекомендуют процедуру «проговаривания» всех операций, совершаемых при написании той или иной буквы.
Еще один вид серьезных нарушений у детей младшего школьного возраста – дислексия (также алексия). Так называется избирательная неспособность ребенка к овладению процессом чтения, возникающая в результате патологий определенных участков головного мозга (коры левого полушария, если ребенок правша). В зависимости от локализации поражений мозга, развиваются алексии разных видов.
Заболевания, сопровождающиеся нарушениями речи
Современная медицина, опираясь на причины появления и особенности развития, различает следующие нарушения речи:
1. Патологии речи функционального генеза:
- Нейрогенные – первичные логоневрозы; кроме заикания, это может быть логофобия, расстройства голосообразования (дисфония/афония), мутизм; а также логоневрозы вторичного типа.
- Обусловленные социальными факторами; пребывание в неполноценной языковой среде часто приводит к задержке овладения речью и дислалии, а отсутствие внимания со стороны родителей и воспитателей выливается в заторможенность не только речевого, но и психического, интеллектуального развития.
2. Патологии речи органического генеза
- Не связанные с поражением головного мозга (ненейрогенные); причиной нарушений речи служат физические пороки организма (дислалии механического типа, ринолалии, искаженная речь при отсутствии гортани), слабость мышц, понижение слуха (т.н. тугоухость).
- Нейрогенные; возникают в случаях, когда в головном мозге наличествуют поражения очагового характера (первичные/вторичные расстройства речи) либо диффузного.
Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи у детей:
- травма при родах;
- перенесенные в раннем возрасте телесные (соматические) болезни, продолжительные по времени;
- неблагоприятная речевая среда;
- педагогическая запущенность, нехватка внимания со стороны взрослых, дефицит любви и общения.
По типичности и стойкости внешних симптомов речевых расстройств на первом месте стоят алалия и дизартрия; чуть менее выраженными и легче поддающимися корректировке являются нарушения речи при разных типах заикания и ринолалии (проблемы со звуком «р»).
Устранение речевых расстройств у детей требует комплексного подхода, при котором использование вазоактивных и психостимулирующих медикаментозных средств сочетается с психотерапевтическим и педагогическим методами коррекции.
Если у ребенка нарушена речь, следует обращаться:
- прежде всего – к педиатру;
- к логопеду;
- к психологу.
В процессе лечения детей школьного возраста обязательно взаимодействие с педагогами.